«Приди в наше сердце!» или что такое Ратха-Ятра Слово «ратха»- «колесница». Так оно объясняется в Ведах. Слово «ятра» означает «двигаться куда-то, ехать». И «Ратха-Ятра» вместе обозначает «двигаться на колеснице». Ратха-ятра – это день, когда Господь выходит на колеснице и благословляет людей Своим даршаном. Даршан означает, что Он смотрит на людей, а люди смотрят на Него. Поэтому у Господа Джаганнатхи такие большие глаза. Он всех видит, и все Его видят.

Перед тем, как выводить эти Божества на церемонию Ратха-ятры, проводится за день до этого еще одна церемония. Город Джаганнатха Пури устроен так, что фактически, все крутится вокруг этого храма, вокруг этого праздника, вокруг Джаганнатхи. И самая главная дорога, самая главная улица как раз начинается от храма Джаганнатхи, и где-то порядка трех километров она длится. Ровная совершенно, широкая очень дорога в сторону храма, который называется Гундича. Это небольшой храм, который как бы в таком парке, он окружен деревьями, скрыт. Он очень невысокий, скромненький, невидный. Но он, как раз, является целью, куда Божества везут из этого огромного, очень высокого храма Джаганнатхи. За день до того, как происходит сам праздник Джаганнатха Ратха-ятры, люди идут в этот храм Гундича, который является целью, куда эти колесницы двигаются, и наводят там полную генеральную уборку. Этот храм в течение года не функционирует, то есть он закрытый. Он фактически нужен только для Ратха-ятры, и в течение семи следующих дней после Ратха-ятры. Что это все обозначает? Это обозначает следующее: Этот храм Гундича представляет из себя Вриндаван. Мы знаем, что когда Кришна закончил Свои игры во Вриндаване, двинулся сначала в Матхуру, убил там нескольких демонов, потом Он пошел в Двараку, потом Он начал, так сказать, обрастать хозяйством: одна жена, вторая жена, третья жена, восемь жен, шестнадцать тысяч сто восемь жен, очень большое хозяйство… Короче говоря, остался в Двараке. И жители Вриндавана говорили: «Эй, Кришна! Ты обещал скоро прийти, куда же Ты подевался? Мы Тебя ждем давно, без Тебя умираем. Ты – наша жизнь, наша душа! Мы не можем жить без Тебя». Кришна говорит: «Ну, еще немного подождите. Понимаете, столько дел в материальном мире, столько беспокойств. Вы Мои преданные, здесь Мои преданные, там Мои преданные, всякие разные демоны беспокоят их, поэтому Мое участие нужно везде, и здесь, и там. Но скоро Я вернусь во Вриндаван». И для того, чтобы Он вернулся во Вриндаван, Его и тянут на этой колеснице из Двараки. Но перед тем, как все это произойдет, сначала это место, которое символизирует Вриндаван, то есть храм Гундича должен быть очищен. И за день до проведения Ратха-ятры проводят церемонию, которая называется Гундича-марджана. Это очищение храма Гундича. Эта церемония очень подробно описана в таком священном писании, как Чайтанья-Чаритамрита, где описывается жизнь Господа Чайтаньи, воплощения Кришны в нынешнюю эпоху. И Господь Чайтанья лично очищал храм Гундича. У этого очищения храма Гундича есть очень сокровенный духовный смысл. Говорится, что этот храм Гундича или этот Вриндаван, куда повезут Божества Господа Джаганнатхи, символизирует наше сердце. Это называется хридайя-симхасана, то есть «трон сердца». Симхасана – это трон, на который сажают Божества, а «хридайя» означает «который находится внутри нашего сердца».

Мы знаем, что для того, чтобы Господь проявился в нашем сердце, сердце должно быть очищено. И символическим очищением нашего сердца является церемония Гундича-марджанам, то есть очищение храма Гундича, куда эти Божества повезут. Господь Чайтанья лично возглавлял эту церемонию по наведению порядка в этом храме. И когда этот храм Гундича был полностью чист, блестел, сиял, был готов к приему Господа, тогда на следующий день начинается сама церемония Ратха-ятры, и Божество уже тянут в храм. Это означает, что мы зовем Господа Джаганнатху: «Приди в наше сердце!» Но для того, чтобы Он пришел в наше сердце, мы должны сердце подготовить. Очистить трон нашего сердца, чтобы там не было никакой грязи, чтобы Кришна чувствовал Себя очень комфортно. Итак, когда храм этот очищен, туда приводят Божество Джаганнатхи во время Ратха-ятры. Когда, в конце концов, Он доходит до храма Гундича, там перед Ним ставят несколько больших бадей полных с прохладным ласси. Ласси – это типа молочного коктейля, напиток такой прохладный. И Господь Джаганнатха пьет этот напиток, потом его, как махапрасад раздают всем, кто участвовал в этой церемонии. Семь дней Господь проводит в этом храме Гундича. Кстати говоря, имя Гундича – это имя жены Махараджа Индрадьюмны. И потом обратно Он приходит. Причем Он приходит не просто обратно, а за Ним приходит жена, Лакшмидеви и говорит: «Не долго ли Ты, дорогой мой муж, здесь гостишь?» Как жена немножко загулявшего мужа со скалкой ждет у двери, точно так же и Лакшмидеви, когда приходит за Господом Джаганнатхой, она всегда в состоянии некоего духовного гнева приходит. И с Ней приходят Ее служанки. Они бьют палками слуг Господа Джаганнатхи. Это очень интересно. Когда обратно это Божество везут, то в этот день женщины-участники выполняют функцию помощниц Лакшмидеви. А те мужчины, которые тянут колесницу – это слуги Джаганнатхи. И эти женщины палками лупят этих мужчин, как тех, кто способствует тому, что муж так надолго из дома ушел. Такая у них игра интересная. В таком состоянии духовного гнева жена Господа Джаганнатхи Лакшмидеви увозит Его обратно в храм. В Бхавишья Пуране, другом ведическом произведении говорится, что эта церемония Ратха-ятры проводилась очень давно. Ее проводили разные личности, в том числе такие известные вайшнавы, как Прахлад Махарадж. Он проводил Ратха-ятру. Он тоже сажал Господа Вишну на свою колесницу и катал ее. В Сатья югу, когда жил Прахлад. Говорится, что полубоги, гандхарвы, жители высших планет тоже регулярно проводят Ратха-ятру. Когда эта колесница движется, то Божества очень большие. Примерно по три метра каждое Божество. Причем для каждого Божества отдельная колесница. Колесницы огромные, там нет никаких проводов, которые болтаются, потому что по этой улице транспорт никакой не ездит. Сначала едет колесница Господа Баладевы, как старший брат Господа Кришны. Огромная колесница Баларамы идет первая. В середине идет колесница Субхадры, сестры Кришны и Баларамы. И колесница Джаганнатхи идет последняя. Он младший брат Баларамы и Он замыкающий. Между Ними сестра, Субхадра Деви едет. Во время этого шествия Ратха-ятры время от времени у Господа Джаганнатхи возникают различные желания, и поэтому Он останавливается. Я говорил уже о том, что всякая авторитетная Ратха-ятра обозначает, что во время шествия, вдруг, ни с того ни с сего, колесница останавливается, никто не может ее сдвинуть. Очень сильные люди, огромное количество людей, тысячи людей тянут колесницу Джаганнатхи. Там такие специально подготовленные атлеты. И в какой-то момент она останавливается, никакая сила не может ее сдвинуть. Это означает, что Господь Джаганнатха чего-то хочет. И в это время люди, напротив чьих домов Он остановился, или пуджари, священнослужитель начинает проводить пуджу, поклонение. Для Господа выносят разные блюда, предлагают Ему попить, потому что Он может разгорячиться, устать немного во время этого шествия. Ему предлагают гирлянды, всякие разные такие события происходят вокруг этого. Потом так же неожиданно, как Господь остановился, так же неожиданно Он начинает двигаться.

Текст составлен по лекции В.Р. Тушкин Источник: http://audioveda.ru/audio?id=1244