"Те, кто желают пересечь вселяющий страх океан Самсары (рождения и смерти), легко достигают другого берега, садясь в лодку Гиты!"

Бхагават-Гита-Джайанти празднуется в одиннадцатый день яркой половины месяца Маргаширши (ноябрь - декабрь). Считается, что в этот день Господь Кришна дал Арджуне священное духовное знание Гиты на поле битвы Курукшетра, и таким образом сделал доступной "Песнь Бога" всему человеческому роду.

"Бхагавад-гита" во все времена вызывала восхищение у мыслителей, поэтов, учёных и общественных деятелей. Всего в мире известно более 600 переводов "Гиты". Её толковали представители многих философских школ Индии - Шанкара, Рамануджа, Ямуначарья, Мадхва, Вишванатх Чакраварти, Баладева Видьябхушана и многие другие.

Однако самым читаемым в мире стал перевод этой великой книги, сделанный Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Именно благодаря ему с "Гитой" познакомились простые люди во всех странах мира.

Бхагават-Гита - это диалог между господом Кришной и Арджуной, рассказанный в Бхишма-Парве Махабхараты. Он был впоследствии записан Вьясой в виде 700 шлок, 18 глав на благо всего человечества. Мы в большом долгу перед мудрецом Вьясой за весь его вклад и особенно за Гиту, которая дает наставления для духовного развития и самореализации.


Курукшетра находится внутри всех нас. Наша Авидья (невежество) - это царь Дхритараштра. Атма (мы - душа) - это Арджуна. "Обитающий внутри", живущий в нашем сердце, - это Господь Кришна - возничий. Тело - это наша колесница. Чувства (индрийи) - это лошади. Наше эго, гордость, жадность, лицемерие, вожделение, ревность, пристрастия и неприязни и так далее - это наши страшные враги! Секрет огромной привлекательности Бхагават-Гиты состоит в том, что она рассматривает практическую проблему жизни, а именно - как человек может выполнять свои обязанности как участник социальной системы и в то же время пробуждать знание своего "Я" (чистого сознания), знание своей истинной природы. В процессе разрешения этого противоречия разъясняется возвышенная праведная философия!

В день "Гита-джаянти" многие индусы постятся до вечера, пока не закончится рецитация санскритских стихов, хотя большей частью этому ритуалу следуют только в брахманических кругах. Рецитация шлок сопровождается пением благоприятных ведических гимнов, возжиганием священного огня Агнихотра, бросанием в него зёрен риса и пшеницы и возливанием топлёного коровьего масла.

В СНГ изучение и популяризация "Бхагавад-гиты" ведётся целиком засчёт ежедневных лекций в Храмах Кришны. Кроме того, ежегодно во Владимире проводятся научные конференции по проблемам изучения "Махабхараты" и "Бхагавад-гиты" с участием как ученых, исповедующих кришнаизм, так и светских ученых - индологов, культурологов и философов.

На Руси "Гита" впервые появилась ещё при Иване Грозном (1530-1584), однако первый её перевод на русский язык вышел по высочайшему указу Екатерины II и по благословению Священного Синода ("книга эта - душеполезная") в 1788 г. в типографии просветителя Новикова. Перевод был сделан с английского источника и назывался "Багуад-гиета, или Беседы Кришны с Арджуном". Второй раз "Гита" была издана в 1902-м, во Владимире, а в третий раз - в 1907 г. Знаменитый переводчик и поэт Серебряного века Максимилиан Волошин прекрасно рассказал о достоинствах и значении "Бхагавад-гиты" для общечеловеческой культуры. Его слова точно передают восхищение мастера слова перед "Гитой":
"Бхагават-гита" - это одно из величайших Евангелий человечества, и поэтому его воплощение на русском языке несёт такие же откровения духу, какие нёс с собой славянский перевод Библии..."

Бхагавад-гита также провозглашена Гитопанишадой, потому что она выражает квинтэссенцию всех Упанишад.


В одной Шлоке говорится:

Все Упанишады - это коровы; доящий - это Кришна, пастух; Арджуна - теленок; люди чистого знания - пьющие молоко; молоко - великий нектар, Гита!


Бхагават-Гита также провозглашена как Брахма-Видйа (Знание Абсолюта), что является высшем знанием из всех, к которым стремится духовный ищущий человек. Бхагават-Гита также названа Йога-Шастрой, поскольку она имеет дело с практикой самых высоких идеалов во всех слоях общества (в действительности, каждая из глав Гиты названа йогой - бхакти-Йогой, Карма-Йогой, Джнана-Йогой и так далее).


Последняя шлока 18-й главы (которая также называется Экашлоки-Гитой, то есть Бхагават-Гитой в одной шлоке) говорит:

Где бы ни находился Кришна, повелитель всех йогов и мистиков, и где бы ни находился Aрджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение.